Утренник «Прощание с Азбукой»

 

Ход праздника

Уч-ль. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Сегодня большой праздник, посвящённый нашей  первой учебной книге- «Азбуке». (Слайд 1)

 

  1. Поступил я осенью

В школу в первый класс,

Я считаюсь школьником

С первого числа.

Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь.

Я могу с задачей справиться,Потому что не ленюсь.

 

         2.Ежедневно по утрам

            Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

 

 

                                       Песня «Чему учат в школе».

 

1.Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе-3р.

     Вычитать и умножать,

Малышей не обижать-

Учат в школе-3р.

 

2.К четырём прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе-3р.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть-

Учат в школе-3р.

 

 

 

3.Знать, где север и где юг,

Рисовать квадрат и круг

Учат в школе-3р.

И не путать никогда

Острова и города-

Учат в школе-3р.

 

4.Про глагол и про тире

И про дождик во дворе

Учат в школе-3р.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить-

Учат в школе-3р.

 

 

УЧ.:

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.

 

 

 

 

 

3.

 

Мы сегодня очень рады.

     Всем ребятам, папам, мамам,

     Мы приветствуем гостей,

     Дорогих учителей.

 

4.Всех знакомых, незнакомых-

И серьёзных и весёлых,

Первый класс, первый класс,

 

Пригласил на праздник вас.

 

 

 

 

 

  1. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

                            

  1. Я с этой книжкой в первый раз,

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

 

                                                                        «Умею я теперь читать!»

             

                                            Песня «Азбука».

 

1.Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

 

Припев:

Азбука, Азбука

Каждому нужна,

Нам поможет книжки

Прочитать она

 

.

 

 

2.Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибки точно.

 

3.Книжки могут рассказать

Обо всём на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

 

 

 

 

  1. Разбудите меня ночью,

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

 

 

                                       Песня «33  родные буквы».

 

                                                                  (дети садятся)

 

                                                                                                                            

 

 

 

-Ребята, прочитайте, что написано на доске: СЛАЙД 1-                                                                  СПАСИБО,  АЗБУКА, ТЕБЕ!

 

 

 

– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.

 

 

 

Праздник начинается,

Гости улыбаются,

А дети постараются

 Сегодня показать:

Все – чему учились,

Все - к чему стремились 

Потому  что есть у нас,

Что вам рассказать.

-Итак, мы  отправляемся в далекую страну Букварию. (СЛАЙД 2)

Друзья! Страны Букварии

Нигде на карте нет.

Но все к стране Букварии стремятся с детских лет!

 

(СЛАЙД 3)                           

-Начинаем путешествие с истории. Азбука или алфавит появились на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали первый русский алфавит, создали первую азбуку более 1000 лет назад. (СЛАЙД 4)  Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА. Азбука – это старшая сестра Букваря.

УЧ. -Путешествие по стране продолжается. И мы должны с вами показать, что мы знаем.

- У меня вопрос: на какие три группы можно разделить все буквы?

(Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Буквы, не обозначающие звуков.)

             Гласные тянутся в песенке звонкой,

             Могут заплакать и закричать.

             Могут в кроватке баюкать ребенка,

             Но не желают свистеть и ворчать. (СЛАЙД 5)

-Мы попали в район гласных. Но тут 4 буквы. Назовите, каких букв нет?

-Проверим!

-А теперь попробуйте из гласных составить слова.(ау, уа, иа)

-Мало…А какие нужны буквы, чтобы много слов получилось?(согласные)

 

-Верно, путешествие продолжается и попали мы в район согласных.

                А согласные - согласны

               Шелестеть, шептать, скрипеть,
               Даже фыркать и шипеть,
               Но не хочется им петь. (СЛАЙД 6)

- На какие группы можно разделить согласные?(дети называют)

-Но нам сейчас на улицу парных согласных. (СЛАЙД 7)

Но опять букв мало…(Дети добавляют)

Посмотрим, все ли верно.

-А сейчас нам нужна  аллея звучных(звонких) звуков. (СЛАЙД 8)

УЧ.- А эти согласные… согласны

Шелестеть, шептать, шипеть

Даже фыркать и свистеть

Но не хочется звенеть!!

-Какие звуки о себе так говорят? (СЛАЙД 9)

Все верно. «Переулок шипящих звуков»

 -А почему некоторые синие, а какие-то зеленые?(зел.-мягк.,син.-тв.согл.)

 - Шли мы шли и пришли… смотрите куда? (СЛАЙД 10)

     (Тупик беззвучных звуков)

 

    -Прошли мы нелёгкий путь, надо отдохнуть.

                             Физминутка «Хлополка»

Я произношу фразу, а хлопают те, кто относит себя к этой категории:

-хлопают все присутствующие

-хлопают все, кто любит вкусно поесть

-хлопают те, кто ни разу не опаздывал на уроки

-хлопают те, кто любит каникулы

-хлопают те, кто карамель любит больше шоколада

- хлопают те, у кого отличное настроение.

 

УЧ.- Итак, мы вспомнили про все буквы и их звуки. А буквы любят порядок.

       1. «Ель», «топор», «лопата», «руки»-

      В каждом слове слышим звуки.

      Звуки эти разные - гласные, согласные.

 2. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё – алфавит!      (Буквы по очереди выстраиваются)

                                    А Б В Г Д Е Ж - прикатили на еже.

                                    З И К Л М Н О – дружно вылезли в окно.

                       П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха.

                                    Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья!

                                    ЁЙъьы-  Пять сестрёнок опоздали-

                                                             Заигрались в прятки,

                                                             А теперь все буквы встали

                                                             В азбучном порядке.

 

УЧ.- А теперь расскажите буквы про себя. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

                                  Ты эти буквы разучи,

                                  Их три десятка с лишком

                                  А для тебя они ключи

                                  Ко всем хорошим сказкам.

 

Продолжение (СЛАЙД 11)

-Ой! Заблудились мы, оказались в неграмотных землях! Надо как -то выбираться!

(СЛАЙД 12)

–Вы знаете сказку, где герои Буратино и Мальвина? Как она называется?

-Мальвина задала ему задание: написать слова, Но Буратино не может, ленился он на уроках. Давайте ему поможем. Я назову слова, наши буквы выходят и составляют эти слова, а все остальные их читают!

Игра « Живые буквы» слова: книга, школа, семья, мир, дружба

- Молодцы! Наверное, мы выбрались из неграмотных земель!

(СЛАЙД 13)

-Нет, Незнайка просит помощи!

«Мне , ребята, помогите!

Букву нужную верните!» (СЛАЙД 14, 15, 16)

(СЛАЙД 17)   Сказки читаете? Названия знаете?

                        Тогда не зевайте. А нам помогайте!

1. Укатился он из дома                                                                                             По дороге незнакомой…

 Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный, говорливый,

Простодушный и румяный… (Колобок)                                                                                             

2.  Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)

3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

    А Емеля на печи ест большие калачи!

    Чай сам наливается по его хотению,

    А сказка называется…    («По щучьему велению»)

4. Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая, несёт её домой.

    Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

    Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

5.Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…

Плачет дед, плачет баба, но их утешает…  («Курочка Ряба»)                     

6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, отгадайте, как звали ее? ( Красная Шапочка.)

 

-Молодцы!

(СЛАЙД 18)

-Мы попали в царство Буквоешки.

-Что ж, давайте поиграем и слова пособираем.

(СЛАЙД 19, 20, 21, 22, 23, 24)

Молодцы!

-Куда привела нас путь-дорога? Посмотрим? «Подземелье злых ошибок»!

(СЛАЙД 25)

-Вы, ребята, посмотрите и ошибки все найдите!.

И злая бабушка Яга всех отпустит нас тогда!!

(СЛАЙД 26)  Молодцы!

(СЛАЙД 27)

 –И осталось нам совсем чуть-чуть

Чтобы выйти на светлый путь

 Вы уж, дети, постарайтесь

Вас прошу- не ошибайтесь!!

Слово левое читайте, а противоположное называйте. (СЛАЙД 28)

-Ура!! Мы наконец выбрались, вышли в страну Букварию!! (СЛАЙД 29)

-А чтобы вернуться в класс, надо прочитать АЛФАВИТ (читают хором).

- А все ли здесь буквы? Каких нет? (ы, ъ, ь)

- Букв в русском языке 33. Все они стоят по порядку. Каждая имеет свое имя- название и постоянное место.

УЧ.- Вы прочитали Азбуку от корки и до корки.

С ней мы прощаемся, но вас ждёт учебник «Литературное чтение». (СЛАЙД 30)

 

    -Позади нелегкий труд слогового чтения,

И теперь без передышки вы прочитаете любые книжки!

                          Как хорошо уметь читать!

                          Не надо к маме приставать.

                       Не надо бабашку трясти:

                      «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

                       Не надо умолять сестрицу:

                      «Ну почитай ещё страницу!»

                       «Не надо звать, не надо ждать,

                       А можно взять и почитать!

 

УЧ.- И читают наши дети,

 И рисуют, и поют –

        Видно, весело живут!

 

-Послушайте шуточное стихотворение- Сценка «Как Кирилл заговорил».

        Ученик Петров Кирилл

Всех сегодня уморил.

Стал животным подражать

Кукарекать и визжать.

Вот пришёл учитель в класс

- Кто к доске пойдёт сейчас?

А Кирилл Петров:

- Ку-ку, гав-гав-гав, кукареку!

-Кто кричит там не пойму?

А Кирилл на это:

- Му-у-у

- Это ты, Кирилл Петров?

  Ты сегодня нездоров?

  Может, нужен врач тебе?

А Кирилл на это:

- Бе – е - е!

- Подавай-ка свой дневник

А Кирилл:

- Чирик - чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!

- Всё!- сказал учитель, - два!

- Ой! За что? – вскричал Кирилл,

Снова он заговорил.

 

 

-А сейчас мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений.

              Выдаём удостоверения

В том, что азбуку прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

             Сможете прочесть любые книжки.

 

                                  ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ.

 

  1. Сегодня праздник необычный:

Спасибо, азбука, тебе.

 Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

 

 

  1. До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придёт.

 

.