Утренник «Прощание с Азбукой»
Ход праздника
Уч-ль. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Сегодня большой праздник, посвящённый нашей первой учебной книге- «Азбуке». (Слайд 1)
- Поступил я осенью
В школу в первый класс,
Я считаюсь школьником
С первого числа.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,Потому что не ленюсь.
2.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Песня «Чему учат в школе».
1.Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе-3р.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать-
Учат в школе-3р.
2.К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе-3р.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть-
Учат в школе-3р.
3.Знать, где север и где юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе-3р.
И не путать никогда
Острова и города-
Учат в школе-3р.
4.Про глагол и про тире
И про дождик во дворе
Учат в школе-3р.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить-
Учат в школе-3р.
УЧ.:
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.
3.
Мы сегодня очень рады.
Всем ребятам, папам, мамам,
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
4.Всех знакомых, незнакомых-
И серьёзных и весёлых,
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
- Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
- Я с этой книжкой в первый раз,
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Песня «Азбука».
1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, Азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она
.
2.Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки точно.
3.Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
- Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Песня «33 родные буквы».
(дети садятся)
-Ребята, прочитайте, что написано на доске: СЛАЙД 1- СПАСИБО, АЗБУКА, ТЕБЕ!
– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.
Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А дети постараются
Сегодня показать:
Все – чему учились,
Все - к чему стремились
Потому что есть у нас,
Что вам рассказать.
-Итак, мы отправляемся в далекую страну Букварию. (СЛАЙД 2)
Друзья! Страны Букварии
Нигде на карте нет.
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет!
(СЛАЙД 3)
-Начинаем путешествие с истории. Азбука или алфавит появились на свет благодаря двум монахам Кириллу и Мефодию. Они придумали первый русский алфавит, создали первую азбуку более 1000 лет назад. (СЛАЙД 4) Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА. Азбука – это старшая сестра Букваря.
УЧ. -Путешествие по стране продолжается. И мы должны с вами показать, что мы знаем.
- У меня вопрос: на какие три группы можно разделить все буквы?
(Буквы, обозначающие гласные звуки.
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Буквы, не обозначающие звуков.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать. (СЛАЙД 5)
-Мы попали в район гласных. Но тут 4 буквы. Назовите, каких букв нет?
-Проверим!
-А теперь попробуйте из гласных составить слова.(ау, уа, иа)
-Мало…А какие нужны буквы, чтобы много слов получилось?(согласные)
-Верно, путешествие продолжается и попали мы в район согласных.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (СЛАЙД 6)
- На какие группы можно разделить согласные?(дети называют)
-Но нам сейчас на улицу парных согласных. (СЛАЙД 7)
Но опять букв мало…(Дети добавляют)
Посмотрим, все ли верно.
-А сейчас нам нужна аллея звучных(звонких) звуков. (СЛАЙД 8)
УЧ.- А эти согласные… согласны
Шелестеть, шептать, шипеть
Даже фыркать и свистеть
Но не хочется звенеть!!
-Какие звуки о себе так говорят? (СЛАЙД 9)
Все верно. «Переулок шипящих звуков»
-А почему некоторые синие, а какие-то зеленые?(зел.-мягк.,син.-тв.согл.)
- Шли мы шли и пришли… смотрите куда? (СЛАЙД 10)
(Тупик беззвучных звуков)
-Прошли мы нелёгкий путь, надо отдохнуть.
Физминутка «Хлополка»
Я произношу фразу, а хлопают те, кто относит себя к этой категории:
-хлопают все присутствующие
-хлопают все, кто любит вкусно поесть
-хлопают те, кто ни разу не опаздывал на уроки
-хлопают те, кто любит каникулы
-хлопают те, кто карамель любит больше шоколада
- хлопают те, у кого отличное настроение.
УЧ.- Итак, мы вспомнили про все буквы и их звуки. А буквы любят порядок.
1. «Ель», «топор», «лопата», «руки»-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные - гласные, согласные.
2. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё – алфавит! (Буквы по очереди выстраиваются)
А Б В Г Д Е Ж - прикатили на еже.
З И К Л М Н О – дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья!
ЁЙъьы- Пять сестрёнок опоздали-
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
УЧ.- А теперь расскажите буквы про себя. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Ты эти буквы разучи,
Их три десятка с лишком
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим сказкам.
Продолжение (СЛАЙД 11)
-Ой! Заблудились мы, оказались в неграмотных землях! Надо как -то выбираться!
(СЛАЙД 12)
–Вы знаете сказку, где герои Буратино и Мальвина? Как она называется?
-Мальвина задала ему задание: написать слова, Но Буратино не может, ленился он на уроках. Давайте ему поможем. Я назову слова, наши буквы выходят и составляют эти слова, а все остальные их читают!
Игра « Живые буквы» слова: книга, школа, семья, мир, дружба
- Молодцы! Наверное, мы выбрались из неграмотных земель!
(СЛАЙД 13)
-Нет, Незнайка просит помощи!
«Мне , ребята, помогите!
Букву нужную верните!» (СЛАЙД 14, 15, 16)
(СЛАЙД 17) Сказки читаете? Названия знаете?
Тогда не зевайте. А нам помогайте!
1. Укатился он из дома По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый,
Простодушный и румяный… (Колобок)
2. Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
4. Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
5.Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба, но их утешает… («Курочка Ряба»)
6. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее? ( Красная Шапочка.)
-Молодцы!
(СЛАЙД 18)
-Мы попали в царство Буквоешки.
-Что ж, давайте поиграем и слова пособираем.
(СЛАЙД 19, 20, 21, 22, 23, 24)
Молодцы!
-Куда привела нас путь-дорога? Посмотрим? «Подземелье злых ошибок»!
(СЛАЙД 25)
-Вы, ребята, посмотрите и ошибки все найдите!.
И злая бабушка Яга всех отпустит нас тогда!!
(СЛАЙД 26) Молодцы!
(СЛАЙД 27)
–И осталось нам совсем чуть-чуть
Чтобы выйти на светлый путь
Вы уж, дети, постарайтесь
Вас прошу- не ошибайтесь!!
Слово левое читайте, а противоположное называйте. (СЛАЙД 28)
-Ура!! Мы наконец выбрались, вышли в страну Букварию!! (СЛАЙД 29)
-А чтобы вернуться в класс, надо прочитать АЛФАВИТ (читают хором).
- А все ли здесь буквы? Каких нет? (ы, ъ, ь)
- Букв в русском языке 33. Все они стоят по порядку. Каждая имеет свое имя- название и постоянное место.
УЧ.- Вы прочитали Азбуку от корки и до корки.
С ней мы прощаемся, но вас ждёт учебник «Литературное чтение». (СЛАЙД 30)
-Позади нелегкий труд слогового чтения,
И теперь без передышки вы прочитаете любые книжки!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабашку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
«Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
УЧ.- И читают наши дети,
И рисуют, и поют –
Видно, весело живут!
-Послушайте шуточное стихотворение- Сценка «Как Кирилл заговорил».
Ученик Петров Кирилл
Всех сегодня уморил.
Стал животным подражать
Кукарекать и визжать.
Вот пришёл учитель в класс
- Кто к доске пойдёт сейчас?
А Кирилл Петров:
- Ку-ку, гав-гав-гав, кукареку!
-Кто кричит там не пойму?
А Кирилл на это:
- Му-у-у
- Это ты, Кирилл Петров?
Ты сегодня нездоров?
Может, нужен врач тебе?
А Кирилл на это:
- Бе – е - е!
- Подавай-ка свой дневник
А Кирилл:
- Чирик - чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!
- Всё!- сказал учитель, - два!
- Ой! За что? – вскричал Кирилл,
Снова он заговорил.
-А сейчас мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений.
Выдаём удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Сможете прочесть любые книжки.
ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ.
- Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
- До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
.