МКОУ «Северная СОШ им.Лиджи-Горяева Т.Л-Г»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

по русскому языку (с элементами интеграции окружающего мира)

в 3 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

Санджигоряева Н.М.

 

         

                                   

Тема: Обобщение правил о правописании корня

 

Форма урока: урок-путешествие

Цели:

 

Обучающая – обобщение правил о правописании корня; совершенствование навыка правописания безударных гласных, парных согласных (по звонкости-глухости) и непроизносимых согласных; повторить основные понятия по теме «Экосистема моря»;

 

Развивающая – совершенствование умений сравнивать и находить общее; развитие орфографической зоркости, умение излагать выводы;

 

Воспитывающая – воспитание уважения к русскому языку; воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитание сплоченности, организованности.

 

Оборудование: карта РК, карта путешествия, слова-опоры, схема слова, слайды, транспарант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

     Долгожданный дан звонок,

     Начинается урок.

 - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по бескрайним просторам Каспия на паруснике «Дружба». На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Вы – единая команда. И в вашем единстве – ваша сила.

Итак, сели правильно, открыли тетради. Запишите число, месяц.

Но прежде, чем начнем свой путь, надо подготовиться.

2. Чистописание.

- На какие две группы можно поделить буквы а, в, д, и, т, у, л? (гл и согл);

- Назовите группу гласных (а, у, и);

- Какая буква из них третья лишняя? (гл – у – не относится к безударным гласным);

- Напишите в тетради цепочки гласных (на доске запись: аиу);

- Назовите группу согласных (в, д, т, л)

- Какой общий признак объединяет эти согласные? (являются непроизн согл)

Вспомните парные согласные.

- Итак, сегодня у нас на уроке серьезная цель, а именно – повторить и обобщить ваши знания о правописании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

3. Фронтальная работа. Актуализация знаний.

- Путешествовать мы решили по морю.

К слову море подберите однокоренные слова (моряк, морской, приморский)

- Запишите и разберите эти слова по составу.

– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)

 – Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

– Что такое корень? (Корень- это общая часть однокоренных слов)

- Ребята, чем мы сейчас занимались на уроке? (Мы образовывали однокоренные слова и разбирали по составу)..

- Какая часть слова является общей в этих словах? (Общая часть - корень)

4. Постановка учебной задачи.

- Корень – это главная, значимая часть слова. Знание правил написания орфограмм в корне слова помогает человеку грамотно писать. Сегодня на уроке мы будем находить опасные место в корне, и применять правила.

5. Работа над основной частью урока.

- Ребята, чем славится наш Лаганский край? (Каспийским морем). Это наша кормилица, гордость.

- Покажите на карте РК Каспийское море и назовите соседей по морю. (Дагестан, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран)

- К уроку вы, ребята, подготовили сообщения о Каспийском море. О чем же ваши сообщения? (2 ученика кратко передают содержание сообщений)

а) Показ слайдов о Каспийском море.

- Издавна в Калмыкии занимаются рыбодобычей. В Каспийском море водятся такие виды ценных рыб, как осетровые. На побережье растут красивые, но уже исчезающие лотосы (занесены в Красную книгу).

Мы, жители, должны бережно относиться к богатствам нашего приморского края.

б) Словарная работа.

- На доске даны слова – названия рыб, о которых сообщалось в ваших работах: сазан, карась, белуга, севрюга, селедка.

- Прочитайте слова с ударением и назовите безударные гласные. Можно ли их проверить? (в этих словах проверяемые и непроверяемые гласные)

- Запишите эти слова в 2 столбика:

1 ст – с непроверяемой безударной гласной,

2 ст – проверяемой безударной гласной.

сазан,                                    белуга

карась,                                  селедка

севрюга

 

в) – А вот и карта нашего путешествия. Карта необычна. На ней обозначен маршрут следования по островам, которые встретятся в море. Что такое остров? (ответы детей)

- Наш путь мы начинаем с пристани в г.Лагань. И вот первый остров «Безударный». На этом острове живут безударные гласные и правит ими королева Ударение. Как вы думаете, почему? (Безударные гласные в корне проверяются ударением)

- Вот задания, которые нам приготовили.

Задание 1: вставить букву, подобрать проверочное слово.

З..л..неют водоросли

М..л..дая чайка

Д..лекий берег

- Класс оценивает работу сигнальными карточками: зеленый цвет – ученик выполнил правильно, красный – неправильно.

Задание 2: записать словосочетания, вставить буквы, подчеркнуть опасные места.

М..рские водоросли, к..менистое дно, в..лнуется море.

- Взаимопроверка.

- Что мы повторили на острове «Безударный»?

Физминутка

 

- Наше путешествие продолжается. На пути остров «Парный». Его жители – парные согласные во главе с Господином Гласным. Какое правило нам поможет на этом острове? (чтобы проверить парную согл, надо изменить слово так, чтобы после согл стояла гласная)

г) Выборочный диктант.

- Выписать слова с парной согласной в корне и подобрать проверочное слово.

Легко, как тень, рыбки скользят у самого бережка.

По морю селедка рыщет,

Свою подружку ищет.

 

- А теперь поиграем. Игра «Не подведи свой ряд». (с каждого ряда по очереди подбегают к доске и подставляют пропущенную букву в словах)

д) – Перед нами  остров «Непроизносимый». Он необитаем. Его жители то появятся, то исчезают. Что это за буквы? (непроизносимые согл)

- На доске записано предложение:

Дуют ветры ярос(?)ные, гонят лодки парус(?)ные.

- Нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите. (яростные - ярость, парусные - паруса)

- Запишите предложение в тетради.

- Так что мы должны помнить в том случае, если в слове при произношении теряется звук? (подбирать проверочное слово)

- Вот и подходит к завершению наше путешествие. Но наши соседи по Каспийскому морю пригласили нас в гости на праздник русского языка. 2007 год объявлен во всем мире годом русского языка. Ребята из Азербайджана встречают нас с транспарантом:

Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас на нашей земле, на празднике русского языка!

- Прочитайте и найдите слова с изученными орфограммами в корне слова.

6. Итог урока.

- Теперь нам пора возвращаться домой. Морское путешествие нас сплотило, укрепило наши знания о правописании в корне слова.

Так какой вывод можно сделать из всего урока? (Знание правил правописания в корне помогает человеку грамотно писать и выражать мысли)

- Повторите правила.

7. Оценивание.

Домашнее задание: составить рассказ о том, как на ваш взгляд состоялся праздник русского языка.