МКОУ «Северная СОШ им.Лиджи-Горяева Т.Л-Г»
План-конспект открытого урока
по русскому языку (с элементами интеграции окружающего мира)
в 3 классе.
Подготовила: учитель начальных классов
Санджигоряева Н.М.
Тема: Обобщение правил о правописании корня
Форма урока: урок-путешествие
Цели:
Обучающая – обобщение правил о правописании корня; совершенствование навыка правописания безударных гласных, парных согласных (по звонкости-глухости) и непроизносимых согласных; повторить основные понятия по теме «Экосистема моря»;
Развивающая – совершенствование умений сравнивать и находить общее; развитие орфографической зоркости, умение излагать выводы;
Воспитывающая – воспитание уважения к русскому языку; воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитание сплоченности, организованности.
Оборудование: карта РК, карта путешествия, слова-опоры, схема слова, слайды, транспарант.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по бескрайним просторам Каспия на паруснике «Дружба». На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Вы – единая команда. И в вашем единстве – ваша сила.
Итак, сели правильно, открыли тетради. Запишите число, месяц.
Но прежде, чем начнем свой путь, надо подготовиться.
2. Чистописание.
- На какие две группы можно поделить буквы а, в, д, и, т, у, л? (гл и согл);
- Назовите группу гласных (а, у, и);
- Какая буква из них третья лишняя? (гл – у – не относится к безударным гласным);
- Напишите в тетради цепочки гласных (на доске запись: аиу);
- Назовите группу согласных (в, д, т, л)
- Какой общий признак объединяет эти согласные? (являются непроизн согл)
Вспомните парные согласные.
- Итак, сегодня у нас на уроке серьезная цель, а именно – повторить и обобщить ваши знания о правописании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.
3. Фронтальная работа. Актуализация знаний.
- Путешествовать мы решили по морю.
К слову море подберите однокоренные слова (моряк, морской, приморский)
- Запишите и разберите эти слова по составу.
– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова)
– Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
– Что такое корень? (Корень- это общая часть однокоренных слов)
- Ребята, чем мы сейчас занимались на уроке? (Мы образовывали однокоренные слова и разбирали по составу)..
- Какая часть слова является общей в этих словах? (Общая часть - корень)
4. Постановка учебной задачи.
- Корень – это главная, значимая часть слова. Знание правил написания орфограмм в корне слова помогает человеку грамотно писать. Сегодня на уроке мы будем находить опасные место в корне, и применять правила.
5. Работа над основной частью урока.
- Ребята, чем славится наш Лаганский край? (Каспийским морем). Это наша кормилица, гордость.
- Покажите на карте РК Каспийское море и назовите соседей по морю. (Дагестан, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран)
- К уроку вы, ребята, подготовили сообщения о Каспийском море. О чем же ваши сообщения? (2 ученика кратко передают содержание сообщений)
а) Показ слайдов о Каспийском море.
- Издавна в Калмыкии занимаются рыбодобычей. В Каспийском море водятся такие виды ценных рыб, как осетровые. На побережье растут красивые, но уже исчезающие лотосы (занесены в Красную книгу).
Мы, жители, должны бережно относиться к богатствам нашего приморского края.
б) Словарная работа.
- На доске даны слова – названия рыб, о которых сообщалось в ваших работах: сазан, карась, белуга, севрюга, селедка.
- Прочитайте слова с ударением и назовите безударные гласные. Можно ли их проверить? (в этих словах проверяемые и непроверяемые гласные)
- Запишите эти слова в 2 столбика:
1 ст – с непроверяемой безударной гласной,
2 ст – проверяемой безударной гласной.
сазан, белуга
карась, селедка
севрюга
в) – А вот и карта нашего путешествия. Карта необычна. На ней обозначен маршрут следования по островам, которые встретятся в море. Что такое остров? (ответы детей)
- Наш путь мы начинаем с пристани в г.Лагань. И вот первый остров «Безударный». На этом острове живут безударные гласные и правит ими королева Ударение. Как вы думаете, почему? (Безударные гласные в корне проверяются ударением)
- Вот задания, которые нам приготовили.
Задание 1: вставить букву, подобрать проверочное слово.
З..л..неют водоросли
М..л..дая чайка
Д..лекий берег
- Класс оценивает работу сигнальными карточками: зеленый цвет – ученик выполнил правильно, красный – неправильно.
Задание 2: записать словосочетания, вставить буквы, подчеркнуть опасные места.
М..рские водоросли, к..менистое дно, в..лнуется море.
- Взаимопроверка.
- Что мы повторили на острове «Безударный»?
Физминутка
- Наше путешествие продолжается. На пути остров «Парный». Его жители – парные согласные во главе с Господином Гласным. Какое правило нам поможет на этом острове? (чтобы проверить парную согл, надо изменить слово так, чтобы после согл стояла гласная)
г) Выборочный диктант.
- Выписать слова с парной согласной в корне и подобрать проверочное слово.
Легко, как тень, рыбки скользят у самого бережка.
По морю селедка рыщет,
Свою подружку ищет.
- А теперь поиграем. Игра «Не подведи свой ряд». (с каждого ряда по очереди подбегают к доске и подставляют пропущенную букву в словах)
д) – Перед нами остров «Непроизносимый». Он необитаем. Его жители то появятся, то исчезают. Что это за буквы? (непроизносимые согл)
- На доске записано предложение:
Дуют ветры ярос(?)ные, гонят лодки парус(?)ные.
- Нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите. (яростные - ярость, парусные - паруса)
- Запишите предложение в тетради.
- Так что мы должны помнить в том случае, если в слове при произношении теряется звук? (подбирать проверочное слово)
- Вот и подходит к завершению наше путешествие. Но наши соседи по Каспийскому морю пригласили нас в гости на праздник русского языка. 2007 год объявлен во всем мире годом русского языка. Ребята из Азербайджана встречают нас с транспарантом:
Здравствуйте, ребята! Мы приветствуем вас на нашей земле, на празднике русского языка!
- Прочитайте и найдите слова с изученными орфограммами в корне слова.
6. Итог урока.
- Теперь нам пора возвращаться домой. Морское путешествие нас сплотило, укрепило наши знания о правописании в корне слова.
Так какой вывод можно сделать из всего урока? (Знание правил правописания в корне помогает человеку грамотно писать и выражать мысли)
- Повторите правила.
7. Оценивание.
Домашнее задание: составить рассказ о том, как на ваш взгляд состоялся праздник русского языка.