Обучение учащихся нетитульной национальности калмыцкому языку в начальной школе
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, активизации самостоятельной познавательной деятельности является игра. На уроках калмыцкого языка (нетитульной национальности) использую игровую технологию.
Упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Игра – это эффективное средство формирования речевых навыков. Во время игры дети находятся в постоянной «речевой готовности»; внимательно слушают учителя и друг друга; многократное повторение не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала. Например, инсценирование сказки «Теремок».
Огромную роль при изучении и повторении тем, например, о городе или птицах (зимующих и перелетных), играют опорные схемы. Схемы можно использовать и в других случаях: например, составить словосочетания; предложения.
Игра «Лото» позволяет закрепить словарный запас учащихся.
Пополнить лексический запас позволяет использование текстов, кроссвордов, исполнение песен.
Используя яркий дидактический материал, на уроке повторяем слова определенной темы: «Овощи», «Одежда», «Посуда» и т.д.
При изучении времен года я использую рисунки. Содержание рисунка должно соответствовать содержанию текста о данном времени года. Сложные картинки можно использовать при изучении и повторении стихотворений.
Обучение учащихся калмыцкому языку предполагает не только
заучивание слов, пополнение словарного запаса, но необходимо также знакомство с бытом, традициями калмыцкого народа. Проведение совместных праздников (русской и калмыцкой группы), классных часов – важный момент в образовательном процессе. Учащиеся нетитульной национальности также рассказывают стихи, поют песни, исполняют калмыцкие народные танцы.
Дидактический материал
- Игра «Кто больше назовет животных?»
Каждой из двух команд предлагается по одной картине, на которой изображено 8-10 животных. Учащиеся должны назвать этих животных на калмыцком языке. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее назвала всех животных (на картинке).
- Игра «Лотерея». Что общего у этих животных и птиц?
Представители 2 команд по очереди достают из ящика карточки с названиями животных и птиц и помещают их под соответствующими заголовками.
Выигрывает та команда, которая правильно разложила все свои карточки.
- Игра «Кошка мяукает, собака лает, тигр...».
На доске названия животных и рядом глагол. Побеждает та команда, которая выбрала соответствующий глагол.
- «Реши кроссворд».
- Игра «Первая- кошка».
На наборном полотне несколько животных: 3 кошки, 4 собаки, 5 лошадей.
Учащиеся должны назвать животных, используя порядковые числительные.